Памятка педагогическим работникам по профилактике суицидоопасного поведения учащихся (в рамках психологической гостиной «Роль руководителей группы в профилактике суицидоопасного поведения подростков»)
Признаки суицидального поведения:
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
Словесные признаки.
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
- Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
- Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
- Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
- Размещать на страницах в социальных сетях контент суицидальной направленности.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
— в еде – есть слишком мало или слишком много;
— во сне – спать слишком мало или слишком много;
— во внешнем виде – стать неряшливым;
— в учебных привычках – пропускать занятия;
— замкнуться от семьи и друзей и т.д.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки.
Человек может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным);
- Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
- Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
- Предпринимаемая раньше попытка суицида.
- Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем — то из друзей, знакомых или членов семьи.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Слишком критически настроен по отношению к себе.
Рекомендации педагогам в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
- что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
- что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
- что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ
В колледже:
- Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;
- Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;
- Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
- Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;
- Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
- Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.
Рекомендации по профилактике суицидального поведения:
• установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
• будьте внимательным слушателем;
• будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
• помогите определить источник психического дискомфорта;
• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
• помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
• окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
• внимательно выслушайте подростка!
Педагог-психолог Т.Л. Клименок